Как сделать прицеп для мотоблока своими руками? Схемы и чертежи двухосных с тормозами самосвалов из задней балки ВАЗ 2109

Дачное хозяйство требует наличия вспомогательных технических устройств. Одним из таковых является мотоблок — незаменимая вещь, когда дело касается обработки земли или перевозки тяжёлых грузов на определённые расстояния.

Для последнего важно приобретать тележку. С прицепами обычно не бывает проблем: тысячи моделей доступны к покупке и моментальному использованию.

Иногда бывают ситуации, когда «фабричные» агрегаты ломаются после нескольких месяцев работы. Из такого положения есть выход — соорудить прицеп для мотоблока собственноручно. Расходы средств и усилий в этом плане значительно сокращаются.

Назначение прицепов для мотоблоков

Подобные узлы значительно облегчают транспортировку различных грузов (бытовых, сельскохозяйственных и прочих). Обязательным условием является соблюдение приемлемых нагрузок, обычно указываемых в технических паспортах фабричных моделей.

Сфера применения обширна: небольшие частные усадьбы, фермерские хозяйства небольшой площади, объекты строительства, а также коммунальные предприятия.

Что касается прицепов для мотоблоков, то они способны решать следующие задачи:

  • Перевозка садового (огородного, полевого) урожая.
  • Вывоз на поля (огороды) удобрений органического или минерального типа.
  • Доставка рабочих инструментов и дополнительного оборудования.
  • Перевозка материалов (дрова, сено, кирпичи, тары с водой, и так далее).
  • Транспортировка домашних вещей вроде мебели.

Размеры навесных конструкций

Фабричные прицепы под мотоблоки выполняются исходя из габаритных характеристик. От них зависит грузоподъёмность платформы. Если речь идёт о ручной постройке таковой, то во внимание нужно брать следующие параметры:

  • Лёгким устройствам достаточно иметь площадку около метра в длину и ширину. Фабричные «коллеги» варьируются по размеру (85-115 сантиметров). Исходя из этих данных, максимальная нагрузка не превышает 300 килограммов.
  • Средние по мощности агрегаты (более 5 лошадиных сил) потребуют больших размеров (100x140x150 сантиметров). Предельная масса груза также увеличивается — 500 килограммов.
  • Тяжёлая категория оснащается прицепами с двумя осями. Габариты платформы — 120×230 сантиметров, максимальная нагрузка — 1 тонна.

Заготовка материалов и инструментов

Перед постройкой ручного «тягача» важно учесть определённые нюансы. Например, какую нагрузку должен выдерживать прицеп, какие габариты следует подобрать для оптимальной вместимости, а также наличие определённых материалов.

  • Наиболее широко среди последних применяются древесина и металлы — надёжная «классика». Конструктивные элементы (борта, дно) закрепляются на каркасе: можно соединять деревянные детали или провести сварку металлических частей.
  • Второй подход делает будущий прицеп значительно тяжелее первого, но повышенная надёжность оправдывает ожидания.
  • Что касается инструментов, то дачникам можно запастись типичными строительными приборами. Бензопила, уровень, карандаш для разметки, а также элементы крепежа вроде шурупов, шпилек и саморезов выручают во многих ситуациях.

Имеющим навыки по работе с металлом следует приобретать сварочный аппарат, а также кузнечные принадлежности вроде кувалды и наковальни.

Чертёж для самодельного прицепа

После выбора материала изготовитель может приступать к следующему этапу работы — проектированию. Схемы должны затрагивать следующие узлы: кузов для перевозки сырья (предметов), сиденье водителя, раму.

Разумеется, профессиональное механическое образование при этом необязательно, но наличие чертежа значительно упрощает процесс.

Необходимость тщательной подготовки объясняется просто: тележка для мотоблока требует разметки габаритов с указанием труднодоступных участков. Не менее важная часть — это указание компонентов и крепежей для объединения ходовых и несущих частей в единую систему.

Технология сборки прицепа

Выполнение такой работы подразумевает работу над отдельными фрагментами будущей тележки. Основные моменты на примере металлической конструкции приведены ниже.

Корпусная рама

Такой элемент известен как несущая конструкция. Размеры площадки намечаются исходя из габаритных характеристик рамы. Каждую неточность нужно вовремя устранить — в противном случае эксплуатационные характеристики самодельного тягача пострадают, а крепежи не смогут «вставать» на свои места.

  • Лучшими компонентами являются прямоугольные трубы, имеющие сечение 6×3 сантиметра.
  • Для подвижного узла (traverse) достаточно брать стальной квадратный профиль, длина каждой стороны которого составляет 25 миллиметров.
  • Все упомянутые части свариваются, а также дополнительно укрепляются поперечниками (выступы над лонжеронами необходимо оставлять).

Дальше в ход вступает продольный профиль, соединяемый со стойками лицевой части выпусков. Затем присоединяется их обвязка (сечение — 25 миллиметров).

Подвижная ходовая часть

Начальный шаг этого процесса — работа над водительским креслом (оно может быть пластиковым или деревянным). Детали, испытывающие предельные нагрузки, следует укреплять рёбрами жёсткости. К мотоблоку обязателен шарнир для присоединения сидения.

Наиболее удобный вариант — система «труба в трубе»: благодаря ей колёса могут поворачиваться самостоятельно. Что касается крепёжных элементов, то для кресла лучше всего подходят болты, шпильки и гайки (для первых следует вытачивать отверстия).

  • Следующий этап — установка рессоров, колёс и навесов. Облегчить эту работу могут запасные детали от мотоциклетных колясок или полноценных автомобилей. Разумеется, при подборе следует учитывать предельную нагрузку будущего изделия.
  • Компоненты привариваются к балке (концы скрепляются к лонжерону). Конструктивная деталь, известная как «дышло», также сваривается с передом ходовой части.

Конструирование и обшивка кузова

После работы над рамой и подвижной составляющей прицепа можно заниматься формированием кузова. Лёгкие конструкции обходятся без крыши, но борта обязательны для удерживания грузов. Универсальное решение — сколотить деревянные доски и брусья в единый лоток, затем закрепить его к раме.

Обшивка позволяет защитить уязвимый кузов от негативных проявлений погоды. Для наружной части незаменимым решением выступают листы алюминия, не поддающиеся ржавчине.

Что касается «внутренностей», то тут возможно работать с большинством материалов (всё зависит от задач, которые будет решать тележка для мотоблока). Экономичным вариантом становится берёзовая фанера; надёжной альтернативой выступают листы ламината.

Устройство тормозов

Классические тормозные агрегаты устроены из таких компонентов:

  • Шток наката, передающий толкающее усилие к рычагу передач.
  • Вышеупомянутый рычаг, создающий силу натяжения замедляющего троса благодаря тяге.
  • Трос, двигающий непосредственные колодки тормозов.

Как и в случае с автомобилями, колёсам самодельных тягачей достаточно иметь классические барабанные тормоза.

Механизм сцепления мотоблока с прицепом

Такая часть функционирует благодаря интенсивному трению деталей (износ системы гарантирован для фабричных моделей). Порядок работы таков:

  1. Выточить коленчатый вал автомобиля с таким расчётом, чтобы он не цеплялся за узлы мотоблока.
  2. Насадить штатную ступицу на этот вал.
  3. Проточить отверстие для закрепления подшипника (такой шаг требует предельной аккуратности и точности). Важно, чтобы ступица прилегала без зазоров, а шкив свободно крутился.
  4. Перевернуть коленчатый вал, затем повторить предыдущие шаги для его обратной стороны.
  5. Просверлить 6 отверстий внутри шкива с равными промежутками. Аналогичные элементы также проделываются на обратной стороне колеса, которое приводит в движение ремень привода.
  6. Поставить шкив на маховик, затем закрепить оба фрагмента болтом. Затем разметить «дырочки» на втором компоненте с таким расчётом, чтобы они совпадали с таковыми из предыдущего пункта.
  7. Убрать шкив и проточить новые «дырки» внутри маховика.
  8. Вернуть первую деталь на место (фиксация болтами обязательна).
  9. Проточить «внутренности» коленчатого вала и маховика, чтобы избежать соударений этих деталей.

Изготовление культиватора

Это устройство помогает дачникам заботиться о посевах кустарников и деревьев. Процесс ручного изготовления культиватора значительно упрощён по сравнению с вышеприведёнными инструкциями для прицепов.

За основу можно брать производственные аналоги домашних мясорубок; знание сварочного дела при этом обязательно. Вал для культиватора можно сооружать из лома. Насадку прибора обкалывают кувалдой, а получившаяся втулка помещает винтовые зацепы (сделанные из автомобильных рессоров).

Прицеп на двух осях

Классическим прицепам достаточно иметь одну ось для дачных работ. Ничто не мешает совмещать два подобных элемента; в итоге конструкция получает преимущества вроде увеличения грузоподъёмности.

Модели также получают дополнительную устойчивость — самодельные варианты способны перевозить крупногабаритные предметы вроде домашней мебели без значительных повреждений.

Фото как сделать прицеп для мотоблока