Как сделать сабвуфер своими руками: расчёт короба, выбор динамика и усилителя + установка сабвуфера из обычных колонок в автомобиль
Сабвуфер – это специальная колонка, которая в отличие от универсальных аналогов, отвечает исключительно за низкие частоты ниже 80 герц и не используется без комплекта сателлитов.
Назначение сабвуфера
Сабвуфер – по сути мультифункциональное устройство, поскольку является удачным дополнением любой системы акустики. Будь это классическая система 2/1, 5/1, 7/1 – или просто «полосники» в автомобиле, сабвуфер «уравняет» высокие и низкие частоты сателлитов низкими, или, как чаще говорят «басами».
Сабвуферы используются как в бытовых условиях, дома, чтобы придать эффект кинотеатра при просмотре или передать всю гамму частот электронной музыки, так и в профессиональном акустическом оформлении массовых мероприятий, а также – в соревнованиях по автозвуку.
Конструкция сабвуфера
Прежде чем перейти к конструкции сабвуфера, стоит оговориться, что существуют два типа этих низкочастотников – активные и пассивные. Пассивные распространены меньше, так как неспособны функционировать без отдельного усилителя звука.
Такие модели обычно используются профессионалами для более глубокой передачи низких частов при высокой мощности общего звука, при этом требуют тонкой настройки, поэтому редко используются в быту.
Также используются в «продвинутых» соревнованиях по автозвуку. Активные же модели имеют встроенный усилитель, поэтому использовать их гораздо легче: регулировка настроек звука интуитивно понятная, а среднечастотные и высокочастотные сателлиты подключаются напрямую к сабвуферу.
Конструкция сабвуфера
Если разобрать на части активный сабвуфер, можно выделить три основных типа компонентов: непосредственно короб, крепления и вставки, и «начинку».
Сердце или начинка активного сабвуфера состоит из:
- «низкочастотника» — динамика;
- Блока питания;
- Фазоинвертора;
- Усилителя;
- Устройства переменного тока с выключателем;
- Входного гнезда для подключения аудиокабеля;
- Гнезд с креплением для корпуса.
Набор креплений может отличаться в зависимости от размеров, габаритов, формы конструкции, но усредненный список такой: разъемы spade, винты/шурупы/саморезы, лента для прокладки, стойки из металла, вставки для резьбы и резиновые ножки. Весь этот «конструктор» чаще всего заключается в бокс из мдф или фанеры.
Как сделать активный сабвуфер своими руками: схемы и чертежи
Активный сабвуфер вполне реально собрать самому, закупившись необходимыми компонентами, и, само собой – инструментами. Для упрощения процесса лучше двигаться пошагово, разбив всю работу на несколько основных подэтапов.
Короб сабвуфера
Для сборки «бокса» потребуется непосредственно материал – мдф или фанера.
- Готовы схемы короба можно скачать в интернете или собрать под необходимые параметры в программе.
- После того, как схема готова, необходимо разметить мдф и приступать к вырезанию заготовок, при помощи циркулярной пилы, электролобзика или даже обыкновенной ножовки по дереву с небольшим ходом зубьев.
- Края можно зачищать шлифовальной машинкой или обычно наждачной бумагой. Для отверстия под фазоинвертор хорошо подойдет коронка по дереву, главное заранее точно предусмотреть параметры.
- После изготовления заготовок и проделывания всех необходимых отверстий, конструкция собирается воедино и склеивается.
Кстати, можно обойтись и без фазоинвертора, а собрать обычный закрытый ящик, такая конструкция будет проще в сборке, но звучание будет тише, так как будет задействовано только движение диффузора в одну сторону – вперед. В случае с фазоинвентором будет задействовано движение в обе стороны.
Усилитель
Можно ли собрать самому усилитель для активного сабвуфера? Можно! Самый простой и недорогой усилитель можно сконструировать на базе недорогой микросхемы серии tda, все остальные компоненты можно найти в большинстве радиомагазинов, aliexpess’e или даже на «развалах».
Динамик
Что делать, если место не позволяет установить предлагаемые на рынке модели активных сабвуферов? Выход прост – приобрести или изготовить сборку динамика подходящего размера, и сделать под него «кастомный» короб на заказ.
Изготовление коробки не выйдет дорого, зато будет точно учитывать все необходимые размеры. Также практикуется установка «free-air» динамика в багажник автомобиля, без комплектации боксом. Звук тогда приобретает характерный «гулкость».
Колонка
Сейчас также можно встретить колонки-сабвуферы или просто «бочки». Они стоят недорого и являются удачным решением для домашнего использования, но больше всего их ценят любители автозвука.
«Бочкой» такие колонки прозвали из-за их бочкообразной формы, которая обеспечивает хорошее низкочастотное звучание с естественным басом. Мембрана же помимо внешней «мягкой» оболочки защищена внутренним пластиковым или металлическим корпусом.
Бочка – удачное решение для тех, кому просто нужен дополнительный бас, без погружения в просчеты и киловатты.
Установка сабвуфера
Если с установкой сабвуфера в домашних условиях все относительно понятно, то куда же устанавливать «саб» в автомобиле?
- Самым популярным вариантом установки саба в авто по-прежнему остается «классическая» схема с монтажом низкочастотника в багажник.
- Туда можно установить как обычный корпусный вариант исполнения сабвуфера, так и со стелс-корпусом, а также динамик free-air или бочку.
- Такой способ является несложным, и обычно установка занимаете всего несколько часов.
- В зависимости от конфигурации и габаритов багажника, варьируются и варианты установки – в уровень с полом, на полку, а также в отсек с прямым или реверсивным направлением.
Также можно установить сабвуфер в компактном исполнении под сиденье, чаще используется пассажирское переднее место.
В громкости и качестве звука такой вариант будет проигрывать «классическому», однако является популярной альтернативой, если в багажнике нет возможности установить саб, например, там уже стоит другое оборудование или багажник активно используется для перевозки грузов.
Авто сабвуфер
Автосабвуфер сегодня устанавливают не только участники соревнований по автозвуку, но и просто любители хорошей электронной музыку. Сабвуфер добавляет глубины в звучание и привычные треки начинают звучать по-новому, скрашивая километры пути, проведенные за рулем.
Самый главный плюс – если двадцать лет назад установка автозвука с сабвуфером была достаточно дорогим решением, сегодня же на рынке много недорогих качественных моделей.
Главное – понимать, цель – не гонка за количеством киловатт или диаметром динамика, а качественный звук в отдельно взятом автомобиле.