Роспись по дереву: виды народного промысла с названиями. Нюансы выбора краски, подготовки состава и нанесения рисунка (100 фото)
Ручная роспись по дереву — это уникальный вид декоративно-прикладного искусства с многовековой историей. Технология создания таких шедевров передавалась из поколения в поколение, и за долгие годы она так и не потеряла актуальности и самобытности.
В настоящее время роспись как часть русской художественной культуры существует в виде хобби. Этим способом украшают предметы интерьера, создают оригинальные наборы посуды, декорируют мебель, музыкальные инструменты и тематические игрушки.
Сувениры, расписанные вручную в определенной технике, становятся предметом гордости и занимают центральное место в убранстве дома.
Особенности росписи по дереву
Декоративная роспись представляет собой обработку предметов интерьера в одной из известных художественных техник. Долгие столетия она преобладала в быту в качестве основного вида творчества из-за своей доступности и относительной простоты в работе.
Задолго до того, как наши предки научились обрабатывать металл, деревянная утварь была единственно распространенной.
Из этого материала делали посуду, мебель, игрушки, сундуки и прялки, ставни и ворота. Именно в тесной связи с развитием плотничества и совершенствовались техники обработки и декорирования дерева.
Виды росписи по дереву
С давних времен домашнюю деревянную утварь расписывали узорами, придавая ей оригинальности и уникальности, украшая таким образом свой быт.
- В разных регионах специфика декоративно-прикладного искусства отличалась стилистикой, уникальностью техники и вариативностью используемых красящих пигментов.
- На базе этих отличий можно выделить несколько наиболее распространенных видов росписи по дереву — традиционная хохлома, динамичная городецкая и мезенская росписи и самобытная гжель.
Хохлома
Хохломская роспись — настоящая визитная карточка русского творчества, характеризующая душу народа и специфику его быта.
Ее основные черты — фон традиционного желтого или черного цвета, на котором изображают цветочные композиции с использованием красного, оранжевого и зеленого цвета. Несмотря на обилие ярких оттенков, основными принято считать красный, черный и золотой.
Эффекта золота при этом добивались необычным способом, принимая за основу технику старинной иконописи. Последняя основывалась на нанесении на элементы рисунка масла олифы и серебра, которые в дальнейшем запекаются и приобретают неповторимый оттенок, свойственный только хохломе.
- Узнать хохлому и отличить ее от других техник можно присмотревшись к деталям рисунка. Мастера изображали веточки и ягоды земляники, рябины, витиеватые цветы, изысканных и горделивых птиц.
- В настоящее время мотивы паттерна несколько видоизменились, однако, в традиционном понимании сути этой техники рукодельницы рекомендуют придерживаться базовых понятий.
Городецкая роспись
Основа городецкой росписи — это следование принципу оживления простого рисунка белым объемными штрихами. В такой технике часто декорировали доски, на которых изображали статных лошадей с наездниками и без, сценки из жизни ремесленников и купцов, петухов с пышными хвостами.
Обязательным дополнением основной картины являлись цветочные орнаменты и букеты.
В течение многих веков прикладное городецкое искусство оставалось популярным как способ облагораживания ларцов, хлебниц, ложек, шкатулок и детских игрушек, самой узнаваемой из которых считалась лошадка-каталка.
Мезенская роспись
Мезенская техника достаточно узнаваема внешне — она посвящена орнаментальной динамике, где паттерн выступает в качества центрального элемента. Определить палащельскую роспись можно по нескольким существенным признакам:
- Для формирования орнамента используют красный и черный цвета;
- Сама картина ритмичная и динамичная, с повторяющимся рисунком;
- Узоры дробные, в основном в виде крестиков, ромбов, черточек.
Гжель
Уникальная расцветка гжели запоминается моментально, буквально с первого взгляда — живые округлые линии синего цвета флористического мотива оттеняются белым фоном.
Первоначально подобным образом расписывали мелкие игрушки, но уже к 19 веку гжель получила большее распространение. Несмотря на сложные многосоставные картины работа обычно производится без первоначальных набросков и какого-либо эскиза.
Интересный факт: уникальные характерные особенности гжели — специфические дулёвские розы-агашки в центре композиции, зимние сюжеты и пологие завитки.
Нанесение рисунка происходит поэтапно. Сначала прорисовывается единый фон, после высыхания которого изображаются наиболее крупные детали. Затем тонкой кистью мастер прорабатывает детали, и белой краской оставляет последние штрихи. Остается только покрыть готовую роспись глазурью или лаком.
Роспись акрилом и гуашью
Легко наносящиеся и при этом текстурно густые акриловые краски, пожалуй, самый популярный материал для художественной обработки деревянных изделий.
- С их помощью можно воссоздать самое настоящее произведение искусства. Акрил после высыхания образует на дереве специфическую гидрофобную пленку, потому считается, что поверх таких красок не нужно накладывать слой лака.
- Это правило касается только тех предметов, которые не будут использоваться в быту по прямому функциональному назначению. Стоят акриловые составы недешево, потому для начинающих художников они не подойдут.
Чтобы попробовать себя в новом ремесле без лишних затрат, лучше начать с простой гуаши. Она легка в использовании, хоть и не пригодна для создания сложных многокомпонентных узоров с тонкими линиями.
После полного высыхания композицию из гуаши покрывают слоем прозрачного акрилового лака, который не искажает цветопередачу и продлевает жизнь изделию.
Подготовка деревянной поверхности
При желании каждый может научиться декоративной росписи,- для этого не нужно иметь академические навыки или художественное образование.
Рисунок можно придумать и воспроизвести на поверхности посуды, вдохновившись окружающей природой и работами других мастеров, а можно скопировать и перевести с помощью трафарета.
В любом случае перед тем, как приступить к росписи, важно подготовить поверхность дерева к нанесению рисунка. Делают это по простому алгоритму:
- Выберите заготовку с ровной поверхностью без щелей, выпирающих сучков и прочих дефектов;
- Обработайте поверхность среднезернистой и мелкозернистой наждачной бумагой;
- Удалите механический мусор, пыль и опилки;
- Загрунтуйте «болванку» клеем ПВА, разведенным в равных пропорциях с водой,- это поможет скрыть исходную структуру дерева и создать идеальное полотно для творчества.
Пока деревянная заготовка сохнет, определитесь с техникой, придумайте эскиз и сделайте наброски на бумаге. Самым простым и доступным методом росписи считается работа с акриловыми красками, а самым долговечным — с масляными.
Опытные рукодельницы советуют делать выбор в пользу акрила — он прекрасно разводится водой, а после полного высыхания, напротив, становится устойчивым к влаге.
Как перевести рисунок на поверхность
Профессиональные художники с многолетним опытом творчества могут приступить к росписи сразу, минуя этап создания эскиза, но для аматоров декоративного искусства все же потребуется предварительная подготовка и перевод исходной картинки на заготовку.
Выполнить эту процедуру можно несколькими способами.
- Самая простая и распространенная методика предполагает перевод паттерна с помощью трафарета. Для этого в открытых источниках или в сети Интернет подбирается подходящий рисунок, который распечатывается и вырезается канцелярским ножом или инструментами для скрапбукинга. Такой способ подходит для относительно простых элементов, поскольку для сложносоставных и витиеватых узоров понадобится большее время, аккуратность и скрупулезность.
- Еще один интересный вариант — перенесение линий с помощью копирки или кальки. На шероховатую поверхность листа переносят отдельные детали будущей композиции, после чего ее прикладывают к дереву и обводят с другой стороны, отпечатывая таким образом изображение.